Инвентаризация имущества в организации

Инвентаризация основных средств. Отражение результатов инвентаризации

Инвентаризация — это метод контролировать безопасность фонда предприятия и корректность его отражения в учетной бухгалтерии. Она дает возможность проверить, все ли транзакции зарегистрированы и указаны документально в учете.

Инвентаризация является обязательной:

  • при замене собственника или модификация предприятия;
  • при упразднении предприятия;
  • при формировании отчетов за год;
  • при изменении главы предприятия или другого материально ответственного лица;
  • при констатации фактов кражи, злоупотребления имуществом, ущерба, потери имущества или по другим причинам (пожар, стихийное бедствие);
  • по постановлению контролирующих, судебных и других санкционированных органов.

Для осуществлении инвентаризации в организации формируется комиссия. Перед началом инвентаризации финансово ответственное лицо подписывает документ ​​о том, что все поступившие ценности отражены, а убывшие были списаны и соответствующие документы были переданы бухгалтеру.

Комиссия с материально ответственным лицом проверяет наличие материальных ценностей и заполняет инвентаризационную ведомость. В течение инвентаризации объекты проверяются в реальности, а не по бумагам, проверяются их безопасность и рабочее состояние. При идентификации объектов, которые не зарегистрированы, или для которых указаны неверные данные, комиссия должна включать в инвентаризацию правильные информационные и технические индикаторы для этих объектов. Машины, оборудование, транспортные средства регистрируются в инвентаре индивидуально с указанием номера инвентаря, серийного номера изготовителя, года изготовления, назначения, мощности и т. д.

Для основных средств, которые посчитали непригодными для эксплуатации не подлежащими восстановлению, создается отдельный инвентарный список с указанием даты ввода в эксплуатацию и причин, по которым эти объекты становятся непригодными (порча, полный износ и т. д.).

Параллельно с инвентаризацией собственных основных средств инспектируются основные средства, которые находятся на хранении и арендуются. Они составляют отдельный инвентарь, который относится к документам, подтверждающим прием этих объектов для безопасного хранения или аренды. Неучтенные позиции основных средств, найденные в процессе инвентаризации, зачисляются для учета согласно рыночной стоимости.

Выполненные соответственно регламента инвентарные записи передаются в бухгалтерию. Если на основании итогов проведенной инвентаризации выявлены расхождения с бухгалтерскими данными, в бухгалтерском отделе будет составлен отдельный список результатов инвентаризации. Он сопровождается письменными объяснениями материально ответственных лиц. На основе этих разъяснений комиссия выносит заключение о том, как регулировать разницу между данными инвентаризации и бухгалтерскими данными.

Работа комиссии по инвентаризации закрепляется протоколом, в котором указаны итоги инвентаризации. Инвентаризационные результаты должны быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности за месяц, в который была завершена инвентаризация, и годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

Учет оценочной стоимости основных средств, находящихся в излишке по результатам инвентарного учета, фиксируется в дебете счета 01 «Основные средства» в соответствии с кредитом счета 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Регистрация основных средств, за исключением приобретенных, признается по результатам инвентаризации как оборот продаж для целей расчета НДС.