Инструкция о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет

Исправление ошибок в бухгалтерских документах и отчетности осуществляется в соответствии с Инструкцией №83 от 29.06.2005, утвержденной постановлением Минфина РБ. Данная Инструкция не касается бюджетных организаций, не банковских финансово-кредитных предприятий и банков.

Согласно единой методике позволяется исправление информации в учете при обнаружении:

  • Технической ошибки;
  • Некорректного определения хозяйственной операции и заполнения статей отчетов;
  • Неточностей в налоговой декларации, которые привели к изменению суммы налога, пошлины.

Также в бухгалтерские документы могут вноситься исправления в случае изменений в законодательстве, которые вступили в силу после сдачи отчетности или в результате несвоевременного получения бухгалтерской службой первичных документов. Обнаружение факта отсутствия или некорректного оформления первички, книг учета, налоговых реестров служит веским поводом внесения уточнений в документацию.

Исправляем правильно, оформляем грамотно

Прежде всего необходимо составить бухгалтерскую справку-расчет по форме соответствующую требованиям, оговоренным в Инструкции №83. В случае отклонения от шаблона и методологических требований документ, служащий основанием для внесения исправлений, может быть не принят к сведению контролирующими органами. В справке-расчете должны присутствовать такие пункты:

  • Причина внесения исправлений;
  • Период, когда допущена ошибка;
  • Суммарные и, при необходимости, количественные показатели некорректной записи;
  • Математические расчеты и подтверждения;
  • Правильная итоговая информация (сумма, количество);
  • Иные записи, предусмотренные для включения в данную отчетную документацию;
  • Дата составления справки;
  • Подписи ответственных лиц: бухгалтера, руководителя, главного бухгалтера (если исправления зацепили налоговую базу).

В зависимости от характера допущенной ошибки, она может исправляться путем отражения изменений на счетах бухучета и перерасчета налоговой базы, а может коснуться отдельно регистров налогового учета или бухгалтерских счетов.

Периоды внесения изменений — важные аспекты

В Инструкции о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет (№83) четко обусловлены действия по исправлению ошибок в зависимости от периода их обнаружения. Всего периодов выделяют три.

  1. Если исправить неточность необходимо в текущем месяце, до момента подготовки и сдачи годовых отчетов, операция производится путем сторнирования записи, в которой допущена ошибка и дополнительного внесения правильной информации в документ. Указанные обороты отображаются в учете в месяце обнаружения ошибки и составления бухгалтерской справки-расчета.
  2. Когда определили неточность в отображении хозяйственных или финансовых операций уже в следующем году, при этом финансовая отчетность за предыдущий период (в котором была совершена ошибка) еще не поступила на утверждение, процедура исправления производится также методом сторнирования и внесения корректной информации на бухгалтерских счетах за декабрь месяц.
  3. Если же ошибки в учете за прошлый год были замечены уже после сдачи годовой отчетности, исправления, согласно Инструкции, можно произвести только в текущем периоде, не затрагивая утвержденные бухгалтерские данные. После оформления справки-расчета записи корректируются в месяце обнаружения. Такой же принцип действия актуален и в случае исправления бухгалтерских ошибок большего срока давности (превышающего 1 год).
  4. Чтобы не допустить либо исправить уже появившуюся ошибку в бухгалтерской документации доверьте ведение бухгалтерского учета нашим специалистам и вы не пожалеете!